Дела о соответствии конституции нормативных актов государственной власти

    Принципы деятельности Конституционного Суда

    Правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают: 2) Совет Федерации ФС РФ; 3) Государственная Дума ФС РФ; 4) члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы ФС РФ в количестве 15 от общего числа членов соответствующей палаты Федерального Собрания; 5) Правительство РФ; 6) Верховный Суд РФ; 7) Высший Арбитражный Суд РФ; 8) органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда РФ.

    Дела о соответствии конституции нормативных актов государственной власти

    И все же некоторые из них трудно считать нормативными, например законы о материальном обеспечении семей депутатов Государственной Думы, безвременно ушедших из жизни. Однако и в таких законах можно видеть предмет обращения в Конституционный Суд, хотя неясно, что здесь оспаривать с точки зрения конституционности.

    Конституция РФ и Федеральный конституционный закон предусматривают возможность оценки Конституционным Судом на предмет соответствия Конституции нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства.

    Порядок обжалования нормативно-правовых актов

    независимо от того, имеются или нет другие нормативные акты, регулирующие оспариваемые отношения. Следующими после Конституции по степени юридической силы являются Федеральные законы, далее — указы и распоряжения Президента, за ними — постановления и распоряжения Правительства, и замыкают иерархию федеральных нормативных актов ведомственные нормативные акты.

    Аналогичную цепочку составляют нормативные акты субъектов федерации. Отдельно Конституция РФ закрепляет приоритет международных договоров: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

    2. Граждане и их объединения, организации, которые считают, что нормативный правовой акт органа государственной власти или органа местного самоуправления нарушает их права или свободы, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральным законом, иным нормативным правовым актом, либо создает препятствия осуществлению указанных прав или свобод, вправе обратиться в суд с заявлением о проверке соответствия данного акта Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, иному нормативному правовому акту (далее — заявление).

    Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых комитетом

    Действующий Конституционный Суд РФ сформирован и осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом «О Конституцион­ном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г .* * СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. Конституция РФ по-новому определяет состав и полномочия Конституционного Суда РФ, процедуру его образования.

    В соответ­ствии со ст.

    Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответствии с законом. Судьи несменяемы – полномочия судьи могут прекращаться или приостанавливаться в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны – они могут привлекаться к уголовной ответственности в установленном федеральным законом порядке.

    Разбирательство во всех судах открытое – слушание дела в закрытом заседании допускается в установленных федеральным законом случаях.

    Решения Конституционного Суда РФ, принятые на заседаниях, правомочны только в присутствии не менее чем от общего числа судей Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ осуществляет свои полномочия в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда.

    На пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ основных законов субъектов РФ; 2) дает толкование Конституции РФ; 3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) решает иные вопросы по регламентированию деятельности Конституционного Суда РФ. На заседаниях палат Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Федерации и органов государственной власти ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Конституционное судопроизводство всегда осуществляется коллегиальным составом судей в открытых судебных заседаниях.

    Если при рассмотрении дела суд любой инстанции приходит к выводу о том, что подлежащий применению в данном деле закон не соответствует Конституции, он обращается с запросом в Конституционный Суд РФ, а производство по делу приостанавливается. Граждане также могут обратиться в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой, если считают, что их права и свободы нарушаются законом, подлежащим применению в конкретном деле. Вторая функция Конституционного Суда — разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти (“споры по горизонтали”, например между палатой Федерального Собрания и Правительством РФ), споров между этими органами и органами государственной власти субъектов РФ (“споры по вертикали”); споров между высшими государственными органами двух или нескольких субъектов федерации.

    Они не могут применяться органами и должностными лицами. Право на обращение в суд по указанному основанию принадле­жит Президенту РФ, Правительству, органам исполнительной власти субъектов РФ. Палаты Федерального Собрания также наде­лены таким правом.

    Судом рассматриваются споры о компетенции на основе хода­тайств любого участника спора, т.е. соответствующего органа ис­полнительной власти.

    ПОДЕЛИТЬСЯ